Умирающий лев – памятник горя

Мало что могло когда-либо опечалить или заставить задуматься известного циника Марка Твена. Известный своими тончайшими саркастическими замечаниями, писатель, однако, однажды все же растрогался. Увидев изваяние умирающего льва в Люцерне, Швейцария, он сказал, что это, пожалуй, самое печальное и трогательное изваяние из камня. И нужно отметить, что автор был прав, потому как впечатления скульптура производит действительно сильное.

Аллегорическая композиция выглядит как горельеф, высеченный в отвесном скальном выступе за овальным прудом. На момент создания старый карьер, где в Средние века добывали песчаник на постройку домов, был за пределами Люцерна, но на данный момент это самый центр города. Девятиметровое изваяние расположено в нише длиной 13 метров и высотой 6 метров. Умирающий лев лежит, склонив голову на правую лапу, покоящуюся на щите с изображением лилии как символа короля Франции, которого защищали герои-гвардейцы. В изголовье льва стоит ещё один щит, но уже с гербом Швейцарии. Мимика благородного животного выражает человеческое страдание, его удалось показать романтически символично и художественно убедительно. Левое плечо льва пронзено копьём.

Над барельефом в скале высекли латинскую надпись HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI «Верности и отваге швейцарцев»; ниже барельефа выбиты латинские цифры 760 и 350, соответствующие числу павших и уцелевших воинов. У подножия монумента в камне есть имена солдат и офицеров, отдавших жизни во имя исполнения долга.

«В Люцерне есть удивительный памятник; он сделан Торвальдсеном в дикой скале. Во впадине лежит умирающий лев; он ранен насмерть, кровь струится из раны, в которой торчит обломок стрелы; он положил молодецкую голову на лапу, он стонет, его взор выражает нестерпимую боль; кругом пусто, внизу пруд; всё это задвинуто горами, деревьями, зеленью». Так выразился Александр Герцен об этой скульптуре.