Эйфелева башня – символ Парижа

Башня, которую узнает любой турист, воздвигнута на Марсовом поле напротив Йенского моста через реку Сену, что на  набережной Бранли. На схеме Парижского метрополитена станция: Bir-Hakeim.

Изначально Эйфелева башня возвышалась на 300,65 м над уровнем земли. Высота вместе с новой антенной составляла 324 метра (2010 год).

На протяжении более 40 лет Эйфелева башня считалась высочайшим сооружением в мире, почти в 2 раза выше самых высоких зданий мира того времени — пирамиды Хеопса (146,6 м), Кёльнского (156 м) и Ульмского собора (161 м), но в 1930 году её обогнал Крайслер Билдинг в Нью-Йорке.

На протяжении своей истории башня неоднократно менялась в цвете своей покраски — от жёлтого до красно-коричневого. Последние десятилетия Эйфелева башня постоянно красится в «коричневый-эйфелевый», который, к слову, является официально запатентованным цветом, близким к естественному оттенку бронзы.

«Железная дама» стойко противостоит разрушающему действию времени из-за  57 тонн краски, которую необходимо обновлять каждые 7 лет.

Эйфелева башня

Эйфелева башня

Размеры Эйфелевой башни

Вес этой металлической конструкции — 7 300 тонн (полный вес 10 100 тонн). Сегодня из этого металла можно было бы построить три башни. Фундамент вывели из бетонных массивов. Колебания башни во время бурь не слишком велики и не превышают 15 см.

Нижний этаж представляет собой пирамиду, которая образуется 4 колоннами, которые, в свою очередь,  соединяются на высоте 57,63 м арочным сводом. На своде располагается первая платформа Эйфелевой башни. Платформа представляет из себя квадрат, 65 м в поперечнике.

На этой платформе поднимается вторая пирамида-башня, которая образуется также 4 колоннами и  сводом, на котором находится вторая платформа, которая, в свою очередь, квадрат в 35 м в поперечнике. На башню ведут лестницы (1792 ступени). Есть и лифты для ленивых.

На первой платформе раньше возвели залы ресторана; на второй платформе помещались резервуары с машинным маслом для гидравлической подъёмной машины, так называемого лифта, и ресторан в стеклянной галерее. На третьей платформе разместили астрономическую и метеорологическую обсерватории и физический кабинет. Свет маяка можно было рассмотреть на расстоянии 10 км.

Огромная железная башня не сильно страдает от ветра. Даже самый сильный порыв,  который когда-либо случался в Париже (примерно 180 км/ч), смог отклонить верхушку башни лишь на 12 см. Значительно больше на неё действует звезда по имени Солнце. Обращенная к солнцу сторона расширяется от жары настолько сильно, что верхушка отклоняется в сторону на 18 см.

Интересен тот факт, что возведённая башня потрясает дерзким решением своей формы. Эйфель когда-то был жестоко раскритикован за проект и одновременно обвинен в попытке создания чего-то артистического и  крайне нехудожественного.

Вместе со своими инженерами, которые  были специалистами по мостостроению, Эйфель  всерьез занимался расчётами силы ветра, прекрасно понимая, что при строительстве самого высокого сооружения в мире прежде всего нужно убедиться в его устойчивости к ветровым нагрузкам. В одном из интервью газете «Le Temps» от 14 февраля, 1887 Эйфель сказал: «Почему такая странная форма? Ветровые нагрузки. Я считаю, что искривление четырех внешних краев монумента продиктовано и математическими расчётами, и эстетическими соображениями».

Размеры Эйфелевой башни

Размеры Эйфелевой башни

 Башня надписей

Под первым балконом,  то есть на всех четырёх сторонах парапета выгравировали имена 72-х выдающихся французских учёных и инженеров, а также тех, кто внёс особый вклад в творение Гюстава Эйфеля. Данные надписи появились в начале XX столетия, а восстановили их в 1986—1987 годах. Сделала это компания «Société Nouvelle d’exploitation de la Tour Eiffel», нанятая мэрией для эксплуатации Эйфелевой башни. Сама башня является собственностью города Парижа.

Эйфелева башня

Эйфелева башня

Освещение башни

Впервые освещение на Эйфелевой башне стали включать прямо в день её открытия в 1889 году. Тогда оно представляло собой 10 тыс. газовых фонарей, два прожектора и установленный на верхушке маяк, свет которого был окрашен в синий, белый и красный ( как вы догадались, это цвета национального флага Франции). В 1900 году на конструкциях «Железной дамы» уже появляются электрические лампы. А современное золотистое освещение впервые включили 31 декабря 1985 года. В 1925 году Андре Ситроен поместил на башне рекламу, которая была названа им «Эйфелева башня в огне». На башне установили около 125 тысяч электрических лампочек. Одно за другим на башне разгорались десять изображений: силуэт Эйфелевой башни, звёздный дождь, знаки Зодиака, полёт комет, год создания башни, текущий год и, разумеется, фамилия Ситроен. Данная рекламная акция продлилась до 1934 года, а башня была официально признана самым высоким местом для рекламы в мире.

Летом 2003 года башню «одели» в новое осветительное одеяние. За несколько месяцев бригада верхолазов из тридцати человек принарядила конструкции башни 40 километрами проводов. Были установлены  установила 20 тыс. лампочек,  которые изготовили по специальному заказу одной из французских компаний. Новая иллюминация, стоившая  4,6 млн евро, напоминала ту, что впервые включилась на башне в ночь на Новый 2000 год, когда башня, стандартно подсвеченная золотисто-жёлтыми фонарями, за считанные минуты обернулась сказочным  сиянием, подмигивающее серебристыми огнями.

С 1 июля по 31 декабря 2008 года, то есть во время когда Франция выполняла функции председателя ЕС, на башне работало синее освещение со звёздами, которое напоминало флаг Евросоюза.

Несмотря на то, что изображение самой башни переходит в общественное достояние, изображение её освещения серьезно защищено авторскими правами, в результате чего любое изображение освещённой Эйфелевой башни используется исключительно только с письменного разрешения обслуживающей башню компании.

Парижский синдром

Эйфелева башня

Несколько интересных фактов о Эйфелевой башне

  • 4 февраля 1912 года австрийский портной Франц Райхельт спрыгнул с 60-метровой высоты первого уровня Эйфелевой башни, надев  на спину плащ-парашют собственной конструкции. Парашют не сработал, и изобретатель умер.
  • Зимой 2004/2005 года на нижней площадке Эйфелевой башни впервые залили ледовый каток для рекламы Парижа как кандидата на принятие летней Олимпиады 2012 года. С тех пор каток на первом этаже башни заливают постоянно.
  • В январе 1956 года внезапно вспыхнул пожар  и повредил верхнюю часть сооружения. Последний пожар произошёл 22 июля 2003 года.
  • В 2002 году число посетителей башни перешло за 200 миллионов.
  • Последний случай самоубийства зафиксирован 25 июня 2012 года.
  • Последнее, и к слову, ложное сообщение о минировании башни датируется 30 марта 2013 года.
  • Эйфелева башня занимает первое место в рейтинге самых разочаровывающих туристов достопримечательностей. Список этот составляла одна туристическая компанией в 2007 году. Эйфелевой башней, согласно данным опроса, выразили разочарование более четверти опрошенных: они сказали, что на ней слишком много народу, чтобы можно было насладиться видом.
Освещение Эйфелевой башни

Освещение Эйфелевой башни